Средневековому армянскому монастырю Гошаванк угрожает оползень — dilijan.ru

Неудачей обернулась попытка японских специалистов по геоморфологии спасти от оползней средневековый армянский монастырь Гошаванк, где жил и творил автор первого судебника Мхитар Гош

Средневековому армянскому монастырю Гошаванк угрожает оползень

Неудачей обернулась попытка японских специалистов по геоморфологии спасти от оползней средневековый армянский монастырь Гошаванк, где жил и творил автор первого судебника Мхитар Гош. О новой угрозе своеобразно уникальному храму «Благовест-инфо» рассказал глава сельской администрации села Гош Тавушской области Армении (недалеко от курорта Дилижан) Овсеп Веранян.

Работы по подрезанию оползневого основания и искусственного преобразования рельефа вокруг монастыря приглашенные в Армению японские специалисты начали еще в 2003 году. Однако результат охранительных работ, заключающийся в отведение поверхностных вод на оползнеопасном участке с помощью дренажа, помогал лишь в течение последующих 4-5 лет. Сегодня жители села Гош, где располагается монастырь, вновь наблюдают сползание горных пород на противоположенном от монастыря склоне. Причем на том участке склона, где активизировался оползень, расположены в основном сельские дома, полуразрушенный склеп богослова и правоведа Мхитара Гоша (с арм. — местного диалекта — безбородый утешитель), кладбище и несколько чудом сохранившихся древних хачкаров – каменные плиты с тонкой резьбой в виде крестов. Склон нависает над самим монастырем, который с тыльной стороны почти упирается в монолитную горную скалу. Один раз местный монастырь Гетик уже был разрушен в результате сильнейшего землетрясения, а в 1188 году недалеко от разрушенного монастыря Мхитаром Гошем был построен Новый Гетик (на арм. Нор Гетик). После смерти мыслителя в 1213 году ее стали называть Гошаванк, то есть монастырь Гоша.

На днях компанией сотовой связи Армении VivaCell-МТС здесь были выставлены информационные щиты и указательные дорожные знаки на нескольких языках. В Армении почти отсутствуют информационные материалы у архитектурно-исторических памятников. В этом случае инициатива компании по повышению уровня познаний, осуществляющаяся уже два года по всей стране, по мнению сельского главы поможет особенно туристам – иностранцам. Те, кто приезжает из бывших советских республик, здесь считаются своими. «Стать гидом как для местных армяноязычных, так и владеющих русским здесь может каждый из сельчан, но на английском или на другом ином языке без профессионального гида невозможно», — говорит Веранян. Кстати, для туристов, которые вынужденно часто просились на ночлег к сельским жителям, готовится и десятиместная гостиница. При монастыре действует и краеведческий музей. Монастырь был частично отреставрирован, когда проводились антиоползневые работы, а вот музей пока ждет своей очереди в перевалившей вторую сотню лет домике. «В случае с музеем у нас есть надежда на помощь Агентства по охране памятников Минкультуры, а вот от оползня, к сожалению, нас не спасли даже высококвалифицированные японские специалисты», — говорит глава села, минутой позже добавляя «одна надежда, на Бога!»


монастырь Гошаванк

Примечательно, что один из религиозных и культурно-образовательных центров средневековой Армении Гошаванк просуществовал с той же угрозой более 820 лет. Здесь в течение около 25 лет (с 1120-ых до 1213 гг.) жил «Великий вардапет», ученый, законодатель, теолог, толкователь, историк, баснописец и педагог Мхитар Гош. Гош стал не только автором одного из великих достижений в области юриспруденции, знаменитого «Судебника», но и популярных в Армении трудов «Басни», молитвы и шараканы, а также значительные труды по теологии и истории. Он также пользовался большим авторитетом у политических и государственных деятелей своего времени, и был духовником и советником армянского князя Закаре II Великого. Монастырский комплекс считается одним из величайших шедевров архитектурного и строительного искусства Армении. До нас дошли имена трех мастеров, трудившихся над созданием комплекса – зодчего Мхитара (Мхитара Плотника), его ученика Ованнеса и непревзойденного каменщика Погоса. К работам последнего относится и знаменитый по всей Армении хачкар (крест-камень) Гошаванка. Оставшийся в монастыре хачкар был установлен в 1291 году. Во внутренней части звезды в левом нижнем углу хачкара высечено имя мастера. Хачкар – настоящий шедевр, достойный восхищения. Напоминающий кружева орнамент высечен несколькими слоями, сложной техникой гравировки, благодаря чему камень кажется более вытянутым. К западу от церкви св. Геворка (святой Георгий Победоносец), на возвышении, Мхитар Гош построил часовню Св. Воскресения, служащую также мавзолеем, где сегодня покоится тело самого Вардапета (с арм. архимандрит). В свое время у входа в мавзолей находилось два хачкара, от которых сохранились лишь фрагменты. В окрестностях часовни можно увидеть много надгробных камней и фрагментов хачкаров. В целом весь комплекс построен из оранжево-розового камня, заретушированного временем в пастельные тона. Он также включает в себя прекрасно сохранившуюся церковь Аствацацин (Богородицы; 1191–1196 гг) с притвором, пристроенным к ней с запада (1197–1203 гг). К югу от церкви Богородицы и притвора расположены: церковь Григория-Просветителя (1208–1241 гг), напоминающая купольный зал; маленькая церковь Лусаворич (1237–1241 гг), спроектированная как сводчатый зал; двухэтажное здание с книгохранилищем в первом этаже (до 1231 г) и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241–1291 г). Монастырь небольшой, очень уютный, вписывается в ландшафт и окружен со всех сторон видами на покрытие лесом горы.

Нравится
Не нравится
01.10.2009 14:27

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти на сайт